Заказ звонка

Заказ звонка

Invalid Input

ФИО(*)
Please type your full name.

Номер телефона(*)
неправильный телефон

email
Неверный ввод

Почта(*)
Неправильный email адрес

Комментарий
Invalid Input

web site
Неверный ввод

×

Участник Национальной

Ассоциации Часовщиков

Обратите внимание

Помимо представленного ассортимента, мы можем предложить любую другую часовую продукцию на удобных вам условиях как в России, так и в ближнем зарубежье.

Часовая выставка в Гонконге 2010

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №5-2010

В этом году мы решили взглянуть на выставку в Гонконге глазами специалиста, живущего Китае, и попросили рассказать о ней Андрея Гранкина, третий год возглавляющего представительство компании «Часкомплект» в городе Шэньчжэнь.

 

С тех пор, как год назад граждане РФ получили возможность приезжать в Гонконг без визы, мне довелось извести на погран-переходах почти все пустые страницы загранпаспорта и оценить все плюсы жизни и работы в этом уникальном городе. Гонконг поражает самобытностью, удивительной организацией и либерализмом. Формально остров-государство является частью КНР, но местные СМИ едко и цинично обсуждают дела материкового Китая. В самых проходных местах Гонконга, где часто бывают туристы с «материка», раскинуты агитпункты секты Фалунгунь, злейшего врага компартии. Но при всех проявлениях «самостийности» Гонконг не может жить без Большого Брата. Все экономические вольности: легкость ведения бизнеса, простота отчетности, доступные кредиты, возможность офшорной деятельности, нулевые пошлины на импорт — приобретают смысл только по причине близости с Китаем. Но и Китай не потерпел бы такую свободную зону, сквозь которую тысячами методов выводятся из-под налогообложения огромные суммы, если бы также свободно через нее не текли средства и в обратном направлении. Обделенный ресурсами, пристроивший миллионы беженцев с «материка», Гонконг сформировал процветающее общество потребления, ставшее идеалом для многих китайцев. А лояльная фискальная и таможенные системы являются лишь небольшой частью всеохватывающего плана, направленного на развитие города-острова и КНР в целом. Я мог бы долго перечислять все способы, которыми они стимулируют туризм, торговлю и фондовый рынок, но вернусь к часам.

РЫНОК №1

По мере затихания финансового цунами экономика Гонконга и Китая по большей части достигла прежних значений, а фондовые индексы и объем рынка недвижимости ставят новые рекорды. Возобновили рост и продажи часов. Гонконг обошел США как крупнейшего импортера швейцарских часов, превысив американские цифры почти в два раза ($1,4 млрд против $750 млн в первом полугодии 2010-го). Так называемый Большой Китай, в который помимо материковой части включают Гонконг и Тайвань, уже потребляет 28% всего швейцарского часового экспорта.

При этом высокая доля Гонконга объясняется тем, что большую часть выручки в местных бутиках формируют покупатели из Китая и других азиатских регионов. По мнению председателя часовой ассоциации Гонконга Джозефа Чу, во второй половине года ожидается дальнейший и весьма существенный рост продаж за счет большого потока туристов после кубка мира и всемирной выставки, что позитивно скажется на торговле в целом.

ЗАВОД БЕЗ РАБОЧИХ

А вот часовая промышленность Гонконга, в противоположность торговле, испытывает серьезные трудности. Из-за поправок в трудовом кодексе в трудной ситуации оказались многие предприниматели, чьи фабрики располагались в материковом Китае. Китай, столь долго бывший «мировой фабрикой» с дешевой землей и рабочей силой, убедил производителей со всего света перенести к себе заводы. Теперь же он начал модернизационное развитие, что вкупе с политикой «одна семья — один ребенок» сделало очень острой проблему рабочих рук. Нам странно это слышать, но в Китае действительно не хватает рабочих. На некоторых часовых фабриках трудятся менее трети от необходимого числа сотрудников, а времена, когда зарплата укладывалась в одну-две стодолларовые купюры, остались в прошлом. Все это привело в последние два года к массовому банкротству мелких производителей. Оставшиеся же на плаву фабрики завалены заказами на несколько месяцев, если не лет, вперед.

Однако в цифрах все выглядит довольно оптимистично: часовой экспорт из Гонконга в первом полугодии составил $3,2 млрд, годовые цифры обещают значительно превысить результаты 2009-го. Все это не могло не отразиться на главной азиатской выставке.

СБОРОЧНЫЙ ИСХОД

Выставочный центр Гонконга располагается в самом сердце города, на выдающемся в залив искусственном мысе, и похож не то на сухопутного ската, не то на стеклобетонную черепаху, выползшую из чащи небоскребов. Окруженный сияющими нефритовыми водами, он смотрит на берег полуострова Девяти Драконов, где за изрезанным горами и плотной застройкой горизонтом начинается «красный» Китай. Это место заслуживает посещения даже без такого повода, каким стала 29-я часовая выставка, проходившая в начале сентября.

Пожалуй, каждый, кто приезжал сюда, оценил внимание и заботу Совета по развитию торговли Гонконга. Скидки на проживание в гостиницах существенны, а впервые приехавшие компании и вовсе ожидают 3 бесплатных дня. От участвующих в программе отелей до выставки курсируют бесплатные автобусы. В этом году совет пошел на беспрецедентную акцию: новым компаниям компенсировали стоимость авиаперелета в сумме $500. Эти деньги просто выдавали наличными, в конверте, прямо на выставке… Можно ли представить себе такое где-либо еще? С досадой вспоминаю специальный билет «все включено» для посетителей Baselworld — он включал цену всех билетов без франка скидки…

Сам выставочный центр — это огромные светлые фойе с видом на море и небоскребы, приветливый персонал, занимательные галереи работ лауреатов конкурса дизайна, оригинальные новинки и презентации с обаятельными девушками. В залах — просторно, красиво и комфортно, в воздухе плывет аромат цветов: это производители дарят друг другу букеты. Наиболее уважаемые фирмы окружены десятками цветочных венков, что неизменно вызывает культурный шок у посетителей-европейцев. В центре каждого зала — уголок для отдыха и встреч, по краям — просторные и чистые кафетерии. Конечно, приятно побеседовать за чаем в темных уголках залов Базеля, но мягкие диваны и бесплатное кофе задевают какие-то иные струны души. Ты понимаешь: тебе здесь рады.

Сама выставка в этом году мало отличалась от прошлой, разве что чуть меньше стало рядовых участников. Но это связано не с выставкой, а с изменениями в отрасли.

Во все годы не менее половины участников выставки в Гонконге составляли так называемые компании сборщики — те, кто не имел собственных производств, а благодаря большому практическому опыту и обширным связям играл роль мостика, связывавшего владельцев брендов с расположенными на материке китайскими фабрикам. На выставках они показывали коллекции заводов-партнеров, и к ним же возили клиентов, представляя реальных владельцев предприятий как «старших братьев» и «любимых сестер». Роль сборщиков нельзя преуменьшать: европейских или американских заказчиков и китайских производителей разделяет не только языковый барьер, но и разница в менталитете, и попытки европейцев наладить прямые контакты с фабриками почти всегда заканчивались провалом.

Экономические преференции помогали этим компаниям держаться на плаву даже при невысокой марже. Но когда поредевшие фабрики начали диктовать рынку свои условия, эти компании оказались в тяжелом положении. Большим ударом по ним стало и сокращение поставок импортных комплектующих, идущих через Гонконг. Хотя за прошедший год из отрасли ушло несравнимо меньше компаний, чем в позапрошлый, но обилие заказов или проблемы с их выполнением лишили многих традиционных экспонентов стимула выкупать стенды. Тем не менее все они были на выставке в качестве посетителей, встречались с клиентами, партнерами и друзьями — несмотря на уменьшение количества стендов, роль выставки как крупнейшего мирового форума производителей нисколько не уменьшилась.

 

ВАРИАНТ «ПЕРЕСТРОЙКА»?

 

А вот «Зал брендов», где представлены наиболее престижные марки, напротив, пополнился новыми участниками и стал еще богаче. Этого и следовало ожидать ввиду растущего потребительского рынка и огромной доли Китая в швейцарском экспорте. У данного раздела большие перспективы, основным мотивом которого, как мне видится, должна стать цель донести до каждого китайца мысль о том, что за швейцарскими часами не нужно лететь в Швейцарию — гораздо ближе, удобнее и выгоднее приехать в Гонконг. Очень может быть, что из места встреч производителей выставка постепенно превратиться в площадку для презентации брендов.

Выставку в Гонконге, скорее всего, ожидает новый этап развития. Ведь уменьшение числа компаний-сборщиков — вопрос не просто количественных изменений: другой становится схема работы мирового часпрома. Владельцам брендов, привыкшим к наличию «мостика», придется самим налаживать сотрудничество с Китаем. Когда все оказались в ситуации дефицита производственных мощностей, жалуются на задержки поставок и повышение цен, наилучшим выходом для иностранных часовых компаний выглядит организация собственных представительств.

Особенно актуально это для России, у которой с Гонконгом нет соглашения об избегании двойного налогообложения. Из-за этого остров никогда не был столь притягательным для заключения прямых экспортных контрактов, как для многих других стран. Все, что мы потеряем при прямой работе с производителем — возможность винить в ошибках кого-то еще.

Как бы ни была мудра политика гонконгских компаний, она не поможет на рынке, где владелец завода устал притворяться главным технологом и начал диктовать свои условия. Чтобы обеспечить соблюдение собственных интересов, владельцам брендов предстоит самим вникать в детали ужавшейся отрасли. На вопрос «как избежать проблем» даже посредники теперь отвечают — «будьте профессионалами!» Добиться этого можно, только находясь рядом с производством, в месте, имеющем всю необходимую инфраструктуру для комфортной и эффективной работы и где тебе рады. А в этих вопросах Гонконгу нет равных.