Отчет о часовой выставке в Шэньчжэне 2010
C 1 по 4 июля в Шэньчжэне прошла 21-ая ежегодная часовая выставка - единственная отраслевая выставка материкового Китая.
Если «ежегодной» выставка была всегда, то статус «единственной» она приобрела совсем недавно: лишь этой весной крупнейшие объединения китайских часовщиков заключили соглашение о том, что вместо двух выставочных площадок – в Шанхае и Шэньчжэне – они будут использовать и развивать только одну. К слову, выставка в Шанхае проходила лишь формально, на деле мероприятие не пользовалось популярностью ни у участников, ни у посетителей.
В отличие от Шанхая, который у всех на слуху, название Шэньчжэнь, за пределами Китая известно в основном тем, кто связан с Поднебесной по бизнесу. Между тем этот огромный мегаполис, по размерам едва ли не превосходящий Москву, является одним из важнейших промышленных центров южного Китая: узкой полоски земли вдоль океана, где производится многие из того бесконечного разнообразия товаров, что заполонили рынки всего мира. Важным стимулом развития региона стала близость к Гонконгу, который давно называют «воротами в Китай». Поездка на автобусе из Шэньчжэня на остров вместе со всеми таможенными формальностями занимает около 40 минут. В Шэньчжэне и вокруг него производится все: от игрушек до сверхсовременной электроники. И одним из направлений местной экономики давно стали часы.
Представление о Китае как о стране, где все делается только благодаря огромному количеству ручного труда, разбивается как только вы попадаете в Шэньчжэнь. Выставочный центр находится в самом центре города. К северу от него выстроились колоссальные комплексы зданий, гармонично вписанные в городскую среду единым архитектурным ансамблем: центральный парк, современные офисные здания и отели по его сторонам, Муниципальный городской центр с футуристической крышей в форме гигантских широко раскрытых крыльев орла (древнее название города – «орлиный»). За ним расположились: огромная городская библиотека, концертный зал, дворец молодежи, и, в конце длинной аллеи, скрывающей под собой многоэтажный торговый центр, еще один прекрасный парк на вершине Лотосовой горы. В центре парка, откуда открывается вид на Шэньчжэнь и берег Гонконга, с постамента в свой город будущего шагает бронзовый Дэн Сяопин – главный архитектор экономических реформ современного Китая. Еще 11 лет назад, когда все это пространство расчищали под стройплощадку, в парке установили плакаты с панорамой «Шэньчжэня будущего». Тогда они выглядели кадрами из фантастического фильма. А сейчас по ним отчетливо видно, что город даже обгоняет планы своего развития. О том, что Китай давно перестал быть деревней, говорит и такой момент: недавно здесь стали использовать в качестве такси бесшумные и бездымные электромобили. Разумеется, китайского производства. Что там говорят европейцы про новые нормы выхлопа?...
Статус единственной выставки в Китае должен был помочь организатором собрать максимальное количество экспонентов и посетителей. Увы, их ожидания не оправдались: ко входу в огромный современный выставочный центр тянулись лишь небольшие группки посетителей. Количество компаний-участников выставки в Шэньчжэне остается неизменным уже третий год, пережив резкое сокращение в 2006 и 2007. Тогда число экспонентов сократилось на 70% и в таком составе стабилизировалась по сегодняшний день.
Около трети зала занимают лидеры азиатского рынка – именитые производители и дистрибьюторы, соревнующиеся в искусстве оформления стендов и организации показов. Их представители находятся в приподнятом настроении и готовы рассказывать об успешном развитии китайского рынка, росте продаж и планах на будущее. Среди них расположились основные производители механизмов и поставщики комплектующих самого высокого уровня, многих из которых можно было увидеть на выставке в Базеле.
Оптимизм экспонентов имеет под собой основу: китайские фирмы приобретают все больший вес на мировом рынке. Так, знаковым событием стало открытие в Люцерне бутика Шэньчжэньской компании «Ebohr», известной своими ювелирными часами. Это первый случай, когда китайский производитель открывает свой магазин в Швейцарии, а не наоборот. Однако, по общему мнению, он полностью отражает тенденцию к грядущей экспансии здешних компаний на рынки Старого света.
О том, что Китай не собирается довольствоваться статусом только производственной площадки, на выставке говорил председатель Китайской часовой ассоциации, и он же директор корпорации Fiyata (крупнейший производитель часов в Китае), господин Сю Дуншен: «Шэньчжэньские часовые предприятия занимают более 80% китайского рынка и производят более 40% мирового объема часовой продукции. Мы должны повышать статус этого региона и стремиться к международному признанию. От производства и оптовых продаж необходимо в ускоренном темпе переходить к развитию собственных брендов и торговых сетей».
Следом за «звездным поясом» скопились производители ремней, браслетов, циферблатов, упаковки, оборудования, инструментов и прочего. Но, к сожалению, выставка не дает представления о всей часовой отрасли Китая. Многие фабрики мероприятие откровенно игнорируют: круг их клиентов давно сложился. К тому же многим сегодня не до выставки: предприятия не справляются с валом имеющихся заказов.
Иностранные заказчики как один жалуются, что китайцы срывают сроки, поднимают цены, не выдерживают прежний уровень качества. Владельцы мануфактур оправдываются колоссальной нехваткой рабочих рук. Да, в Китае не хватает рабочих! Причин тому множество. Одна из них - приход на рынок труда транснациональных компаний, которые строят вокруг Шэньчжэня целые города-спутники с разветвленной инфраструктурой, производственными корпусами, современными общежитиями с удобствами, гигантскими центрами торговли и досуга. В некоторых таких компаниях численность рабочих достигает полмиллиона человек.
Другой причиной стало то, что в крестьянской среде, откуда выходит большинство работников-мигрантов, произошла смена поколений и во всей полноте проявились последствия демографической программы «Одна семья – один ребенок». Родители не хотят отпускать далеко от себя любимых единственных детей и пытаются уберечь их от тех тягот, что когда-то достались им самим. В результате все говорят о растущем благосостоянии рабочих, их нежелании трудиться сверх норм, установленных законом. По слухам, дополнительный сбой в отлаженных производственных цепочках вызвал размещенный в мае-июне гигантский заказ от Fossil.
Происходящее в отрасли с трудом поддается анализу. Вместо вменяемой информации- слухи и предположения. Кто-то не справляется с наплывом заказов, кто-то жалуется на спад рынка. Ассоциации производителей на эту тему говорят неохотно, демонстрируя отсутствие отраслевой политики и долгосрочных программ.
В силу того, что иностранные заказы остаются очень нестабильными, многие китайские производители все больше обращают внимание на стремительно растущий внутренний рынок. «Китайский рынок – самый перспективный», - уверенно заявляет директор Fiyata. Тем не менее, судя по составу участников на традиционной выставке и часовом рынке города, большого успеха в этом направлении добились пока не многие. Львиную долю продаж в Китае контролируют швейцарские и японские компании совместно с дюжиной местных гигантов.
Не сладко приходится часовым компаниям из Гонконга, имеющим свое производство на материковом Китае. В последние годы они потеряли все свои преимущества перед чисто китайскими компаниями, если не считать более позитивного отношения покупателей к товарам, сделанным в Гонконге. Жесткий прессинг проверяющих и контролирующих органов, новый закон о труде и нехватка рабочих рук, рост цен на сырье и услуги субподрядчиков, усугубляемые укреплением юаня, вынуждают предпринимателей из Гонконга сокращать деловую активность, банкротить свои предприятия. Эта тенденция уже третий год набирает обороты и количество ушедших из отрасли компаний исчисляется тысячами. Рвутся десятилетиями наработанные связи, падает техническая культура производителей, нарушаются сроки и снижается качество продукции. Долгие годы Гонконг являлся адаптером между западным заказчиком и китайским производителем и успешно демпфировал многие проблемы, связанные со спецификой работы в Поднебесной. Теперь европейским фирмам, желающим размещать заказы в Китае, предстоит решать все эти проблемы самим.
Что интересного можно было увидеть на этой выставке? Здесь не устраивали презентаций новейших механизмов и революционных концепций, но любые премьеры на этом рынке не менее важны и по-настоящему значимы. Когда региональная компания впервые показывает что-то, пусть даже ранее реализованное крупной иностранной корпорацией, это означает одно – технологический порог преодолен и теперь этот товар может быть доступен широким массам по более низким ценам. Азиатский турбийон и резные скелетоны здесь давно не новость, сегмент ювелирных часов показывает устойчивый рост за счет местных компаний - в Шэньчжэне сформировалась и быстро развивается крупная производственно-торговая зона ювелирной промышленности. Также постоянно проявляет себя другая область ускоренного развития, которой славится город - электроника, и в особенности - средства мобильной связи. Каждый год кто-либо показывает часы с телефоном, телевизором, рацией, камерой, барометром, датчиками пульса и прочими функциями. Китайским часам с GPS уже второй год, и на этот раз их производители удивили дальновидностью и смелостью амбиций: они уже разрабатывают версию для китайской навигационной системы «Бейдоу», которая сможет обеспечить покрытие страны к 2012 году.
Выставка в Шеньчжене ориентирована преимущественно на внутренний рынок – доля иностранных компаний составляет здесь всего около 7%. Полную картину часового бизнеса в Азии покажет сентябрьская часовая выставка в Гонконге. Как обычно, мы планируем сделать репортаж с этого важнейшего мероприятия.
Гранкин А.П.
Специально для журнала "Часовой бизнес". Ссылка на статью в журнале